Защита прав потребителя

Со времён перестройки, когда вошло в обиход выражение «правовое государство», в России были предприняты меры по выстраиванию системы правил, регламентирующих отношения между производителями, продавцами, лицами и учреждениями, оказывающими услуги, и потребителями. Процесс продолжается до сих пор. Например, Закон о защите прав потребителя практически ежегодно дополняется и уточняется, меняются формулировки некоторых статей. В настоящее время этот закон действует в редакции 2014 года.

Кроме упомянутого закона существуют другие документы, определяющие правила торговли и порядок действий при их нарушении:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • документы антимонопольной службы;
  • постановления Верховного суда РФ;
  • профильные законы (например, Жилищный кодекс).

Все эти документы учитывают множество нюансов, разобраться в которых, учесть и грамотно ими воспользоваться под силу только профессиональному юристу. При этом помощь порой требуется не только потребителю, но и продавцу. Не секрет, что последнее десятилетие ознаменовалось таким явлением как покупательский экстремизм, когда потребители используют закон о защите их прав с целью личной выгоды или для получения прибыли. К примеру, вошёл в моду «бесплатный прокат» шуб и другой дорогой одежды, когда вещь приобретается ради одного выхода в свет, а на следующий день возвращается в магазин.

Если вы купили не тот товар

Современные торговые технологии устроены таким образом, чтобы воздействовать на эмоции потенциального потребителя. По этой причине очень часто приобретаются вещи ненужные под влиянием момента. Как правило, именно это и становится поводом для возврата товара. Впрочем, в законодательстве оговорены три ситуации, когда покупка может быть возвращена или обменяна.

  • Вы приобрели хороший товар, который не подошёл.
  • Вы приобрели некачественную вещь.
  • Вы приобрели товар, о котором ничего не знаете ввиду отсутствия инструкции по эксплуатации или если она не на русском языке.

Последняя ситуация случается нечасто, однако может послужить основанием для требования компенсации, если, к примеру, вы купили дорогую бытовую технику и сломали, потому что не смогли найти описания, как ею правильно пользоваться.

В каких случаях защита прав потребителей предполагает возврат товара?

Если купленная вещь хорошего качества, но не того размера, цвета или фасона, закон предлагает её обменять на такую, которая отвечала бы всем вашим требованиям. При этом продавец обязан осуществить обмен, но только в том случае, если с момента покупки прошло не более 14 дней и если вы сумели доказать, что приобретение сделали именно в этом магазине, представив чек или приведя свидетеля.

Полный возврат с выдачей денег возможен только тогда, если обмен невозможен. Нужного товара в наличии нет. Но и в этом случае продавец имеет право отказать в возврате денег и предложить подождать, когда требуемая вещь появится в магазине. Кроме этого существует длинный список товаров, не подлежащих обмену и возврату. Например, нательное бельё или товары, отпускаемые метражом. Список можно посмотреть, если набрать в поисковике «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар».

Если куплена вещь плохого качества, тут всё проще и сложнее одновременно. Во-первых, нужно доказать, что это не вы стали причиной возникновения дефекта. Во-вторых, убедить продавца, что вещь куплена именно у него. В-третьих, пройти через ряд этапов. Товар сначала будет отправлен на ремонт. Если починка не устранит недочёты, вам предложат скидку или другую аналогичную вещь. Если таковой не окажется или вы сумеете настоять на том, что разочаровались в покупке, только тогда вернут деньги.

В этой ситуации, особенно, если вещь дорогостоящая, пригодится помощь юриста:

  • поможет грамотно составить претензию,
  • проконсультирует по срокам,
  • поможет организовать экспертизу,
  • представит вас в суде или на этапе досудебного урегулирования.

В итоге гонорар, которые вы ему заплатите, полностью окупится. Потому что, если вина продавца будет доказана, то это он:

  • оплатит экспертизу,
  • возместит расходы на транспортировку и хранение товара,
  • компенсирует убытки, связанные с покупкой (потому что, пока шли разбирательства, товар, например, мог сильно подорожать).

Если вам оказали не ту услугу

Прошли времена, когда мы заискивали перед каждым полупьяным водопроводчиком, чтобы получить качественную услугу и побыстрее. Закон о защите прав потребителей сделал отношения в бытовой сфере цивилизованными.

В соответствии с законом исполнитель услуг обязан:

  • представить о себе полную информацию,
  • представить полную информацию об услуге,
  • заключить договор на оказание услуги в письменном виде.

Выставляя эти требования, закон защищает права потребителей услуг:

  • на безопасность,
  • своевременность,
  • качество,
  • честность и прозрачность сделки.

Представляя информацию о себе, субъект, оказывающий услуги, сообщает своё наименование, адрес, разрешение на вид деятельности. Информируя об услугах, он публикует их перечень, стоимость, сведения о квалификации исполнителей, документацию о безопасности проведения работ (сертификаты соответствия, лицензии и т. д.), перечень льгот для отдельных заказчиков (например, скидка для пенсионеров).

Заключая договор с потребителем, исполнитель оговаривает весь комплекс затребованных услуг, их стоимость, сроки исполнения, а также границы ответственности в случае нарушения обязательств. Проблем с его исполнением обычно не возникает. Если работа выполнена некачественно, дефекты устраняются в соответствии с оговорёнными условиями. При этом заказчик может отказаться от оплаты работ вплоть до достижения нужного качества.

Нестандартные ситуации

1. В процессе исполнения договора возникают ситуации, в результате которых может быть нанесён вред здоровью и имуществу заказчика. К примеру, осуществляя сборку мебели, исполнитель поцарапал пол или повредил потолок. Окрашивая волосы заказчице, парикмахер нарушил структуру волос. В этом случае при подписании акта приёмки работ потребитель указывает свои претензии и имеет право отказаться от оплаты до момента выяснения размеров вреда и определения компенсации.

Возмещение ущерба может выражаться в бесплатном устранении недочётов, оказании другой услуги со скидкой, а также в возмещении морального вреда. В случае если нанесён вред здоровью или имуществу потребителя услуг, исполнитель обязан оплатить расходы на лечение или восстановление пострадавшей собственности заказчика.

2. Иногда исполнители услуг хитрят, и в процессе выполнения договора пытаются навязать потребителю работы, не оговорённые заранее, но необходимые для должного выполнения заказа. Они поступают так, чтобы стоимость работ казалась ниже, чем на самом деле, полагая, что когда полдела будет сделано, заказчик никуда не денется и доплатит. В законодательстве такая ситуация предусмотрена. Потребитель имеет право отказаться оплачивать дополнительные работы на основании того факта, что не получил при заключении договора исчерпывающей информации об услуге.

3. Бывают случаи, когда от услуги отказывается сам потребитель. У него изменились обстоятельства или был найден другой исполнитель. В этом случае договор расторгается, а заказчик должен возместить затраты, которые предпринял субъект оказания услуг на подготовку к работам.

Нечестные исполнители и заказчики всячески уклоняются от возмещения вреда. Чтобы заставить их заплатить, обычно требуется обращение в суд, проведение экспертизы, привлечение свидетелей. В этом случае, чтобы грамотно составить иск и собрать доказательную базу, может потребоваться помощь юриста. Участие профессионалов юридического агентства "Elite Law" в устранении конфликта помогает разрешить ситуацию быстро и с выгодой для пострадавшей стороны, намного превосходящей размеры гонорара юриста.

Возникли вопросы? Звоните: +7 /343/ 38-24-788