Корпоративные споры

Подсудность корпоративных споров

Возникновение корпоративных споров обычно не несёт в себе конструктивного развития проявившегося противоречия, а заводит оппонентов в тупик. Выход из него может быть найден путём взаимного компромисса, а в некоторых случаях он определяется только в судебном порядке. В таких ситуациях возникает вопрос о подсудности споров, то есть о том, куда подавать исковое заявление.

Подсудность исков о корпоративных спорах опирается на положения законодательства, в частности на статью 225.1 АПК РФ и другие положения, которые определяют различные стратегии возбуждения иска для различных ситуаций.

Возбуждение искового производства в отношении внутрикорпоративного конфликта осуществляется по месту нахождения (регистрации) юридического лица в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

В остальных случаях исковое заявление необходимо подавать в арбитражный суд по месту расположения организации-ответчика.

Если ответчиков, расположенных в различных регионах РФ, несколько, исковое заявление направляется в арбитражный суд по выбору истца в соответствии со ст. 28.1. АПК РФ.

В том случае, если подсудность носит исключительный характер, вопрос передаётся в ведение суда соответствующего региона в соответствии со ст. 33 АПК РФ.

Если причина иска относится к региону с отсутствием сторон спора, судебное производство может быть передано в арбитражный суд по месту расположения юридического лица (эмитента) по правилам исключительной подсудности.

Кроме искового производства, которое определяет преимущественное большинство рассмотрения корпоративных споров, они также могут рассматриваться:

  • по правилам производства дел, возникающих из административных и иных публичных отношений;
  • по правилам рассмотрения дел о защите интересов группы лиц.

Стороны корпоративного спора

Корпоративный спор возникает на почве корпоративного конфликта тогда, когда конфликтующие стороны приступают к диалогу с попыткой понять сущностные особенности конфликта и определить условия дальнейшего взаимодействия между сторонами. То есть, корпоративный конфликт приобретает статус спора в тот момент, когда он получает организующую динамику извне:

  • путём обращения к посреднику;
  • в процессе досудебной примирительной процедуры;
  • при обращении в суд.

Тенденции перерастания конфликта в спор характеризуются тем, что в процессе рассмотрения противоречий определяются стороны. Стороны корпоративного спора оформляются путём первичного, зачастую спонтанного приобщения к одной из ключевых позиций, заявленных в конфликте. Они проявляют явную заинтересованность по вопросу спора, отстаивая и защищая актуальность определённой точки зрения на ситуацию.

Стороны конфликта постепенно разделяют сферу морального и интеллектуального влияния посредством своей причастности к идее конфликта, выражая одну из чётких и противопоставленных другой позиций. Из числа участников в итоге выделяется инициатор спора, которому удаётся легализовать предмет спора и обнаружить факт наличия сторон спора путём подачи заявления.

Стороны спора подразделяются на первичные и вторичные потенциальные стороны.

  1. К числу первичных потенциальных сторон спора относятся те лица, которые были указаны инициатором спора в заявлении.
  2. К числу вторичных относятся лица, предложенные первичными потенциальными сторонами в качестве заинтересованных лиц.

При дальнейшем взаимодействии потенциальные стороны отсеивают часть участников, а другая часть актуализируется и принимает участие в дальнейших примирительных процедурах или судебных разбирательствах. Те из их числа, кто принял на себя роль активистов в рассмотрении предмета спора и занял по отношению друг к другу полярные позиции, являются сторонами спора. Они же, как правило, проявляют инициативу примирения и устранения конфликта.

Виды корпоративных споров

Корпоративные споры имеют глубокую правовую природу, которая зачастую отражает динамику невозможности существования юридического лица без разрешения возникшей проблемы. Эти проблемы рассматриваются в качестве разновидностей корпоративного спора. К их числу относятся следующие виды споров.

  • По созданию, реорганизации и ликвидации юридического лица.
  • По вопросу формирования, перераспределения, оформления, учёта и т. п. действий в отношении уставного капитала.
  • По искам учредителей, участников или членов юридического лица о возмещении причинённых убытков.
  • По искам учредителей, участников или членов юридического лица о признании совершённых сделок недействительными.
  • Связанные с вменением или прекращением полномочий и ответственности лиц из числа входящих (входивших) в органы управления или контроля юридического лица.
  • Возникшие из гражданских правоотношений между юридическим лицом и входящими (входившими) в состав органов управления или контроля лицами по причине прекращения их полномочий.
  • Споры, связанные с эмиссией, размещением и обращением ценных бумаг юридического лица.
  • О созыве общего собрания.
  • Об обжаловании решений.
  • Вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями уставного капитала ООО.

Важность привлечения юриста по корпоративным спорам

Как показывает практика, корпоративные споры – сложный правовой механизм, при некомпетентном обращении с которым может произойти его полный разлад. Корпоративный спор не только тормозит активную деятельность юридического лица, но и может её практически полностью блокировать.

Если ситуация нагнетается, полагаться на собственные силы или на возможности юриста предприятия более чем безответственно. К делу необходимо привлекать не просто человека, разбирающегося в юриспруденции, а компетентного специалиста, который выступит посредником в примирительной процедуре и который имеет опыт работы с корпоративными спорами.

Вполне вероятно, что опытный переговорщик сможет достичь результата без обращения к таким крайним мерам, как суд, и прочим нелицеприятным действиям. В подобных ситуациях специалист по корпоративным спорам поведёт линию рассмотрения спора в соответствии с оптимально допустимым вариантом его разрешения.

Для того чтобы свести к минимуму риски развития негативных тенденций, необходимо учитывать каждый нюанс многочисленного спектра условий, которые предлагает ситуация спора. Начиная от определения вида спора и подбора методик правовых действий в соответствии с учётом его специфики до определения общих стратегий рассмотрения спора в числе приоритетов должно быть чёткое видение цели и путей, ведущих к ней.

Юриста по корпоративным спорам необходимо привлекать изначально – при легализации факта возникновения спора. Он может подключиться в качестве посредника, привлекая активистов с обеих сторон и управляя материалами дела. Особенно важно это сделать на ранних этапах развития ситуации, для того чтобы впоследствии, если дело будет передано в суд, он смог свободно ориентироваться в разрешении проблемы.

Малейшее промедление в решении данного вопроса приводит к тому, что тенденции разрушения постепенно могут начать доминировать, а чем больше будет произведено разрушений в организации функционирования юридического лица, тем сложнее станет процесс восстановления его надлежащего правового состояния.

Возникли вопросы? Звоните: +7 /343/ 38-24-788