Юрисдикция судов

Суды общей юрисдикции относятся к государственным органам, представляющим судебную ветвь власти. Суды общей юрисдикции производят деятельность на территории всего нашего государства, осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам, рассматривают административные правонарушения.

Название «общая юрисдикция» свидетельствует о том, что суды компетентны рассматривать и выносить решения по большинству возникающих правовых споров, независимо от их количества и территории распространения. Судебные органы отличаются доступностью для граждан, в соответствии с законом любое лицо может обратиться в суд для рассмотрения спора, соблюдая установленную процедуру.

Основными задачами функционирования судов общей юрисдикции являются защита прав и свобод человека, нарушенных либо оспариваемых, а также охрана этих прав.

К функциям судов общей юрисдикции в РФ относится:

  • укрепление законности и введение в общество правопорядка;
  • предупреждение любых правонарушений;
  • защита безопасности и целостности РФ;
  • защита основ конституционного строя страны;
  • осуществление правосудия;
  • обобщение и проработка судебной практики;
  • контроль за обоснованностью и законностью действий и решений органов государства и их представителей;
  • разъяснение законодательства;
  • ведение судебной статистики, ее анализ;
  • разработка предложений совершенствования законодательства.

В систему судов общей юрисдикции нашей страны входят:

  1. Верховный Суд Российской Федерации, куда входит военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
  2. Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения), а также военные (флотские) окружные суды.
  3. Городские и районные суды. Гарнизонные военные суды.
  4. Мировые судьи.

Основным законодательным актом, регламентирующим функционирование судов общей юрисдикции, является Конституция РФ. Кроме основного закона, деятельность системы судов общей юрисдикции рассматривают следующие законодательные акты:

  • Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
  • Конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
  • Конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации».
  • Конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» и другие акты.

Перечисленные выше документы регламентируют особенности организации и работы судов общей юрисдикции, раскрывают их полномочия и структуру, а также взаимодействие судебной ветви с обществом и государственными органами.

Согласно законодательству система судов общей юрисдикции включает следующие элементы: федеральные суды общей юрисдикции и такие же суды каждого из субъектов федерации. Эти группы разграничиваются между собой по способу формирования. Федеральные суды создаются по нормам федерального законодательства, а создание судов субъектов РФ производится по законам каждого из субъектов федерации.

Федеральными судами общей юрисдикции являются следующие органы:

  1. Верховный Суд РФ;
  2. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  3. районные суды, городские суды, межрайонные суды;
  4. военные суды различных уровней;
  5. специализированные суды (такие суды пока еще не созданы).

Мировые судьи на уровне субъектов федерации являются судами общей юрисдикции.

В своей работе суды общей юрисдикции могут использовать федеральное законодательство, законодательство каждого их субъектов федерации, подзаконные акты, нормы международных договоров государства, а также нормы международного права, являющиеся общепризнанными.

Внутри системы общей юрисдикции суды не находятся в подчинении, и при осуществлении судебной власти либо реализации других полномочий каждый судебный орган принимает собственное решение, от своего имени, и только он за него в ответе. Благодаря тому что суды построены на основании инстанций, судебные дела могут двигаться от нижестоящих органов к вышестоящим судам для изменения или отмены решения.

Говоря о судах общей юрисдикции, следует рассмотреть вопросы подведомственности и подсудности. Подведомственность подразумевает разделение полномочий между судебными органами в зависимости от степени реализации власти, то есть разграничение компетенции. Подсудностью называют разделение дел, требующих рассмотрения судами первой инстанции, по таким судам.

Суды общей юрисдикции являются подсистемой судебной ветви власти Российской Федерации, и закономерно, что каждый суд общей юрисдикции является и элементом судебной системы страны в целом. Однако в состав системы судов общей юрисдикции законом не включены Конституционный Суд РФ, конституционные суды каждого субъекта страны, а также арбитражные суды.

Арбитражные суды

Арбитражные суды РФ также относятся к судебной власти, однако в отличие от общих судов они занимаются рассмотрением экономических дел, а также споров между участниками предпринимательской деятельности. Арбитражным судам не подсудны гражданские, уголовные дела, рассмотрение дел по административным правонарушениям.

Арбитражные суды функционируют на основании следующих правовых документов:

  1. Конституция РФ.
  2. Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
  3. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  4. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».
  6. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Перед арбитражными судами поставлены следующие задачи:

  • защита законных интересов юридических и физических лиц, производящих предпринимательскую или другую экономическую деятельность;
  • предупреждение правонарушений;
  • восстановление нарушенных интересов и прав граждан и компаний в экономической и предпринимательской сфере;
  • осуществление политики государства в рамках собственных полномочий;
  • соблюдение законодательства и укрепление законности в экономико-правовой сфере и в сфере предпринимательства.

Арбитражные суды Российской Федерации выполняют следующие функции:

  • осуществление правосудия;
  • систематизация судебной практики, ее изучение;
  • решение споров в экономической сфере и предпринимательской деятельности;
  • анализ судебной статистики;
  • иные функции в соответствии с законом.

Система арбитражных судов РФ в полной мере отличается от системы судов общей юрисдикции. Она включает Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов федерации.

В соответствии с законодательством компетенцией арбитражных судов РФ является:

  1. Судопроизводство по делам, связанным с проведением экономической деятельности, в том числе предпринимательской.
  2. Судопроизводство по вытекающим из личных или административных отношений делам.
  3. Судопроизводство по делам оспаривания актов по предпринимательству и экономической деятельности.
  4. Рассмотрение исков о взыскании по обязательствам граждан и организаций, которые занимаются предпринимательством.
  5. Правосудие в сфере банкротства, по делам о ликвидации, создании и реорганизации юридических лиц.
  6. Другие вопросы, законом отнесенные к компетенции арбитражных судов.

Рассмотрев основы функционирования арбитражных судов и судов общей юрисдикции у нас в стране, можно подытожить, что суды общей юрисдикции решают уголовные, гражданские дела, выносят решения по административным правонарушениям. А арбитражные суды в своей системе рассматривают в соответствии с законом только экономические споры в сфере хозяйственной и коммерческой деятельности между фирмами и индивидуальными предпринимателями (которыми являются граждане), государством, государственными органами, субъектами государственного устройства и органами местного самоуправления.

Возникли вопросы? Звоните: +7 /343/ 38-24-788